Памятники



Сохранилось свыше 100 памятников русского зодчества XIII-XIX вв. На территории Кремля - Рождественский собор, Архиерейские палаты. В центре и на окраинах Суздаля - ансамбли монастырей: Спасо-Евфимиев, Ризположенский, Покровский, Александровский.

Архитектурный комплекс Суздальского Кремля



Архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря


Памятники музея деревянного зодчества







~~Архитектурный комплекс Суздальского Кремля~~



1. Рождественский собор



Рождественский собор является замечательным памятником белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.

H.jpg

Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г.

Предшествовавший Рождественскому собор Владимира Мономаха посвящался Успению Богородицы, завершался одной главой и был сложен из плинфы (плоского кирпича). Фундаменты выполнены из разномерных валунов, опущенных в траншею и пролитых известковым раствором. При устройстве фундаментов применялись деревянные сваи. Фундамент, уходивший на глубину только на 55–60 см, был совершенно недостаточен для столь крупного шестистолпного храма и явился главной причиной его недолговечности.

H.jpg

В отличие от Успенского собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.

H.jpg

Ряд причин (неудачное размещение собора на месте оврага или древнего рва, нарушение традиционных пропорций храма повышением древних сводов и нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня) привели к постоянному ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора, значительно изменившим его первоначальный облик.

Рухнувший в результате пожара 1445 года храм в 1528–1530 годах разбирают до аркатурно-колончатого пояса и надстраивают из кирпича, сохраняя традиционное позакомарное покрытие. Предшествующее трёхглавие собора заменено пятиглавием.

H.jpg

XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна (перестроенный митрополитом Сильвестром в 1756 году). Следующие перестройки связаны с деятельностью митрополита Илариона (1682–1707 гг.). Суздальский летописец XVIII века Анания Фёдоров отмечает наличие в соборе огромных хор, разобранных Иларионом, на которых размещалось 5 престолов (архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и престол трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Растёсаны были и окна верхнего яруса. Собор был вновь освящён в 1683 году.

В XVIII веке строятся с северной стороны два придела в честь Вознесения Господня и Благовещения Богородицы. При епископе Порфирии, возглавившем святительский престол в 1748 году, ремонтируется пришедшая в негодность крыша. Деревянное покрытие заменяется металлическим, центральная глава украшается позолотой.

H.jpg

В XIX веке собор продолжает обстраиваться и ремонтироваться. Среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему (первой половины XIX века).

С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид. С 1993 г. по 2004 г. в соборе велись противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией разрушительного процесса, а также реставрация фресок и белого камня.

В 1991 г. в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между музеем и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. 10 сентября 1995 г. торжественную службу в соборе совершил Патриарх всея Руси Алексий II. Памятник входит в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

Экспозиция Рождественского собора

H.jpg


На верх страницы

2. Архиерейские палаты



Ансамбль архиерейского двора сложился в течение нескольких столетий (XV–XVIII вв.). Первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки появились в XV в. вблизи Рождественского собора. В XVI в. чуть поодаль построили Благовещенскую трапезную церковь. В 1635 г. напротив собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром и часами-курантами, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. Но наиболее серьезные перестройки, радикально изменившие облик архиерейского двора, совершились при Иларионе (1682–1707), получившем титул митрополита ради «древнего суздальского княжения» и благочестивой жизни. Митрополит Иларион фактически заново создал сложный, стилистически богатый архитектурный ансамбль.

H.jpg

Архиерейский дом – огромный, внушительный, сложной планировки – удачно сочетает в себе камерную прихотливость «хоромного строения» с регулярной геометрией, размахом и «светлостью» дворцовых палат нового времени. Старое строение XV в. входит в плоть углового, юго-восточного корпуса. Северный корпус Крестовой палаты, надвое разделивший обширный двор, построен заново при Иларионе.

H.jpg

Крестовая палата – парадная зала архиерейского обихода – составляет композиционный и событийный центр ансамбля. Её отличают огромные размеры – площадь в 338 кв. м, девятиметровая высота бесстолпного свода, о котором очевидец с восхищением писал: «Един без столпов содержится неколебим»; торжественная двухмаршевая лестница, просторные «сени», большие и высокие окна с двух сторон. Всем своим обликом и устройством Крестовая палата выходит за пределы традиционного древнерусского зодчества, приближаясь к европейскому стилю. Импозантный северный корпус под углом соединяется с более ранними зданиями. С внутренней стороны это трапезная церковь, восстановленная в формах XVI в. – с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, с одностолпной трапезной палатой, с живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром. Подобное же крыльцо оформляет вход со стороны колокольни. Колокольня соединяется с угловым корпусом удивительной по красоте галереей на арках. Весь ансамбль многим обязан реставраторам, но эта галерея – в особенности. Остроумно восстановленная на основании археологических находок, она придаёт грандиозному замыслу Илариона законченный вид.

H.jpg

Весь ансамбль архиерейского двора – владения Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Здесь располагаются: экспозиции "История Суздальской земли", Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России) и "Древнерусская живопись", Детский музейный центр и Крестовая палата.


На верх страницы

3. Никольская церковь



Построена в 1766 г. в с. Глотово Юрьев-Польского района. Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будущего Музея деревянного зодчества.

H.jpg

Является произведением народного плотницкого искусства, срублена топором с применением деревянных гвоздей. Венцы брёвен соединены «в обло» (с остатком).

Прекрасный образец деревянного сельского храма «клетского» типа. Состоит из двух соединённых срубов – «клетей», окружённых крытой галереей с крыльцом. Имеет чёткий силуэт, хорошие пропорции срубов, изысканную форму гранёного алтаря, тесовую кровлю «щипцом», изящную главку, крытую осиновым «лемехом».

H.jpg

Скромная «клетская» церковь обычно служила зимней (тёплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.


На верх страницы


~~Архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря~~



4. Проездная башня и стены монастыря



Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. В 1628 г. монастырская крепость выглядела так: «около монастыря острог деревянной, на остроге двои ворота, одни против святых ворот, другие водяные к реке к Каменке, в остроге ж двор житной, двор конюшенной да за острогом у водяных ворот на берегу у реки Каменки монастырская пивоварня».

H.jpg

Опись 1660 г. указывает: «Город рублен весь да 9 башен; две башни проезжие, 7 глухих».

Деревянную ограду заменили каменной в 1664 г. Она значительно увеличила территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с периметром 1400 м. Западный порядок ограды согласован с береговой линией р. Каменки, а восточный – с дорогой на Ростов. Новая каменная крепость, хотя и не имела уже практического значения, построена по всем правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены двумя рядами «машикулей»; поверх стены имелся ход под деревянным навесом; 12 башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.

H.jpg

Главная башня прямоугольная – в отличие от прочих (гранёных и круглых) – высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города. Крепостная монументальность и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным узорочьем суздальских посадских церквей. Башня и увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста.

H.jpg

В XVIII в. в главную башню ударила молния. Ремонт её состоялся только в 1860 г.

В 1980–1990-е гг. башня и ограда отреставрированы. Вместе с ансамблем монастыря внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

H.jpg


На верх страницы

5. Благовещенская надвратная церковь



Памятник монастырского зодчества XVI–XVII вв. Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI в., здесь были главные ворота монастыря и его южная граница. В 1628 г. надвратная церковь упоминается как каменная.

H.jpg

Здание XVII в. представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой. Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают здание как бы сдвоенные окна паперти.

В XVII в. церковь имела двухшатровый верх, в XVIII в. – пятиглавие, позже появилась одна главка. Наверх ведёт лестница через паперть. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

Здание реставрировано в 1980-е гг. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экспозиция

H.jpg


На верх страницы

6. Архимандритский корпус



Памятник гражданского зодчества XVII в. Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».

H.jpg

Первоначальное назначение корпуса: вверху – казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу – приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив.

Между 1764 и 1818 гг. сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

Здание реставрировано в 1970-е гг. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экспозиция "Книга шести столетий" и выставка "Русская икона XVIII – начала XX века".

H.jpg


На верх страницы

7. Успенская трапезная церковь



Редкий памятник церковного и гражданского зодчества последней четверти XVI в. Сочетает в себе церковь и гражданское здание. Успенская церковь представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.

H.jpg

К храму примыкает Диомидовский придел – миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.

С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата – двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху – для общей трапезы, внизу – для хозяйственных служб (хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палатка). Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей – «колпаком». В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат XVI в.

H.jpg

Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI в.

Здание реставрировано в 1970-е гг. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экспозиция

H.jpg


На верх страницы

8. Спасо-Преображенский собор



Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря – кирпичный четырёхстолпный Спасо-Преображенский собор – построен в XVI в. в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия – с южной и святого Сергия Радонежского – с северной стороны.

H.jpg

Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. На перспективных порталах использована резьба по белому камню. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII в.

H.jpg


Экспозиция

На верх страницы

9. Памятник-часовня на месте захоронения Д.М. Пожарского



4 ноября, в День народного единства, в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля состоялось торжественное открытие памятника-часовни Д.М. Пожарскому. Имя Дмитрия Пожарского дорого сердцу каждого русского человека. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов и положившее конец Смуте в России.

H.jpg

H.jpg H.jpg
Национальный герой России был похоронен в 1642 году в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля. В 1885 г. над его могилой на народные средства был сооружён памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева. В 1933 году памятник был разрушен – в монастыре обосновалась тюрьма для политзаключённых. В 1967 году монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь начались масштабные работы по реставрации и музеефикации. В Благовещенской надвратной церкви открылась экспозиция «Д.М. Пожарский – национальный герой русского народа», а в 1974 г. над захоронением полководца появился монумент (скульптор Н.А. Щербаков, архитектор И.А. Гунст).

H.jpg H.jpg H.jpg
В 2007 г. во время встречи генерального директора музея-заповедника А.И. Аксёновой с полномочным представителем Президента России в ЦФО Г.С. Полтавченко родилась идея восстановить разрушенный мавзолей. Это начинание поддержал первый вице-премьер Правительства России Д.А. Медведев в ходе своего визита в Суздаль. Был сформирован Попечительский совет по восстановлению памятника. Сбор народных пожертвований на это благое дело возглавило «Русское афонское общество». Заказчиком работ выступил Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Строительные и проектные работы проведены ООО «Творческие мастерские “Китеж”». Художественное литьё дверей памятника выполнила Российская академия художеств.

H.jpg H.jpg H.jpg H.jpg
Чтобы точно воссоздать монумент, требовалось изучить сохранившиеся документы. Они были обнаружены в архиве РГАДА (Российский Государственный архив документальных актов), архивах Академии художеств, Музея архитектуры имени Щусева, в РГИА (Российский Государственный исторический архив), в отделе рукописей Государственного Исторического музея и т.д. Было найдено 1800 листов: архитектурных, проектных и обмерных чертежей, контрактов и смет. Сохранились фотографии усыпальницы, а также обширная документация о том, как она строилась.

H.jpg H.jpg
Через два года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения – памятник-часовня. На открытие памятника прибыл Президент России Д.А. Медведев. Чин освящения часовни провёл архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Президент возложил цветы к мемориальному кресту на могиле Д.М. Пожарского. Генеральный директор музея-заповедника А.И. Аксёнова познакомила Д.А. Медведева с выставкой, посвящённой истории памятника. Она открылась в Спасо-Преображенском соборе.

H.jpg H.jpg
Гостей торжественной церемонии ждал подарок. Губернаторский симфонический оркестр под управлением А. Маркина исполнил ораторию С.А. Дегтярёва «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы». Раритетное издание этого произведения было передано Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику коллегами из Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва).

На торжества в Суздаль приехали те, кто был причастен к воссозданию «беломраморного чуда» – Г.С. Полтавченко, полномочный представитель Президента РФ В ЦФО, председатель Попечительского совета по воссозданию памятника-часовни; А.А. Авдеев, министр культуры России; З.К. Церетели, президент Российской академии художеств; А.С. Горячев (руководитель проекта, ООО «Китеж»).

Кузнецова И.В.,
пресс-секретарь музея

«На благородное служенье!»


4 ноября, в День народного единства, в Суздале, в Спасо-Евфимиевском монастыре, открылся восстановленный мавзолей Д.М. Пожарского. Сегодня, в преддверии нового года, с благодарностью хочется вспомнить всех, кто принял участие в этом, по выражению Президента, «соработничестве». Мало кто верил, что в наше непростое время будут возможны организация и проведение столь масштабных и дорогостоящих работ. Но чудеса случаются! За очень короткий срок – с апреля по ноябрь – был построен памятник-часовня, высотой 8 метров, из белого мрамора, сверху донизу украшенный сложной резьбой (первый мавзолей строился 22 года).

Сегодня прежде всего хочется поблагодарить Полномочного представителя Президента по Центральному федеральному округу Г.С. Полтавченко. В январе 2007 года я рассказала ему о разрушенном большевиками в 1933 г. памятнике Пожарскому, о том, как важно для России возродить эту национальную святыню. Мое предложение он поддержал безоговорочно. А ведь до этого я пыталась убеждать депутатов Государственной думы, руководителей политических партий – дальше громких воззваний дело не пошло. РОО «Русское афонское общество» организовало сбор средств по всей России для воссоздания мавзолея Пожарского. В акции пожертвований приняло участие более 4,5 тыс. человек. Собрана необходимая сумма – 54 млн рублей. Имена жертвователей – физических и юридических лиц – внесены в прекрасно изданную Книгу дарителей.

Заказчиком всех работ, включая и археологические раскопки Института археологии РАН, выступил Владимиро-Суздальский музей-заповедник, который проводил необходимую церемонию торгов по проектированию и строительству, принимал работы и выполнял оплату, и, как водится, строго контролировал соблюдение очень жёсткого графика – мавзолей должен стоять 4 ноября 2009 г.!

Производителем работ выступили ООО «Творческие мастерские “Китеж”». В 2008 году группой искусствоведов и архитекторов «Китежа» были проведены масштабные историко-библиографические изыскания в семи архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Были найдены архивные чертежи автора первого памятника, академика А.М. Горностаева, обмеры и фотофиксация деталей мавзолея… – всего более 1500 листов. Был проведён графический анализ авторских обмерных чертежей, габаритных и высотных отметок памятника, что позволило разработать проект его точного воссоздания.

В строительстве мавзолея был применён новый материал – литьевой мрамор. Детали для воссоздаваемого памятника изготавливались в цехах ТМ «Китеж» с привлечением скульпторов, лепщиков, резчиков по камню и форматоров. Всего в этом процессе приняли участие 98 человек. Не могу не сказать о том, с какой ответственностью и энтузиазмом (не удивляйтесь этому редко употребляемому теперь слову) работал весь коллектив. Когда происходил завершающий этап – облицовка каркаса здания мраморными деталями – лили дожди, работа велась под большим навесом из плёнки. Каждую деталь (их было 100, разных типов, с глубиной резьбы до 6 см) нужно было уже на месте доводить «до ума», чтобы достичь идеальной точности граней. Летела мраморная пыль, приходилось работать в респираторах. Но результат – «налицо»: богатейшая резьба в «неовизантийском» стиле, с арками, колонками, изысканными медальонами воспроизведена точно.

Рабочие трудились без традиционных перекуров с 8 утра до глубоких сумерек. Этим замечательным людям музей-заповедник сказал проникновенные слова благодарности и наградил грамотами.

Копию великолепных бронзовых дверей по чертежам и слепкам, снятым с сохранившихся барельефов, безвозмездно выполнил Президент Российской Академии художеств Зураб Константинович Церетели. Работы проводились в мастерских Академии художеств в Санкт-Петербурге. Вот они – участники «соработничества».

Сегодня в памятнике, внесённом в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – архитектурном комплексе суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, появился воссозданный мавзолей Д.М. Пожарского – достойное выражение памяти потомков подвигу героя. А для нас, непосредственных участников событий, он еще и память о честных, преданных делу людях, кто своими руками, сердцем неравнодушным воздвигал часовню. И этот поступок - не жертва. Это – свидетельство любви, нашей национальной гордости: «На благородное служенье, во славу чести и добра!»

А.И. Аксенова,
Генеральный директор
Владимиро-Суздальского
музея-заповедника


На верх страницы

10. Звонница



Редкий памятник древнерусского зодчества. Сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI–XVII вв.

H.jpg

Столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» построена в 1-й четверти XVI в. как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы – Василия III и Соломонии Сабуровой. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом. Ближайшим аналогом этого здания является столпообразная церковь Происхождения честных древ в Покровском монастыре Суздаля, однако верх её изменён в конце XVII в. на шатровый. Столпообразные церкви «иже под колоколы» строились на Руси недолго. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа.

H.jpg

В конце XVI в. к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым.

H.jpg

В конце XVII в. пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой, сравнимой с ростово-ярославскими. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. – 560 кг. Способ звона применялся «очепной»: с помощью очепа – шеста (за верёвку с земли; шест крепился к деревянному подвижному валу, к которому неподвижно подвешивался колокол); т.е. качали не язык, а сам колокол.

В XVII в. над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства».

В настоящее время после реставрации 1970-х гг. памятник имеет достаточно цельный облик в виде стены с трёхпролётной аркадой, пристроенной к столпу с главкой и часозвоней, с лаконичным декором и муравлёными изразцами.

H.jpg H.jpg
На звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Памятник вместе с ансамблем монастыря внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

H.jpg


На верх страницы

11. Тюремный корпус



Здание построено первоначально в 1730 г. как келейный корпус, Питиримовский (по имени настоятеля). Это последняя крупная постройка монастыря; в 1823 г. перестроена специально как монастырская тюрьма для лиц духовного звания (архитектор Е.Я. Петров).

H.jpg

Тюремный корпус представляет собой протяжённое одноэтажное строение казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря.

Мрачный, однообразно-унылый облик тюрьмы согласован с внутренним расположением: длинный коридор и низкие, тёмные арестантские камеры.

Здание реставрировано в 1970-е гг. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экспозиция

H.jpg


На верх страницы

12. Никольская больничная церковь



Редкий памятник церковного и гражданского зодчества. Построена в 1669 г. по храмозданной грамоте «для больничной братии, тёплая, с больницами», с условием, чтобы верх был не шатровым. Представляет собой бесстолпный одноглавый храм с декоративными закомарами-кокошниками на фасадах, выразительными порталами и нарядными наличниками окон. Необычна конструкция свода: он двойной, что увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение.

H.jpg

К церкви примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом внизу для больных монахов и нежилым верхом. Наверх ведёт редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница.

Здание реставрировано в 1970-е гг. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экспозиция

H.jpg


На верх страницы

13. Братский корпус



Памятник гражданского зодчества XVII в. Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание.

H.jpg

В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяжённой (почти 100-метровой длины) северной части второй этаж перестроен в XIX в. Аспиды украшены наличниками разного фасона, нарядными деревянными галереями-крыльцами; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями – «колпаками».

H.jpg

В корпусе помещалась настоятельская, келарская келья, кладовая и дневальная палаты «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей... а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха... а верхние апартаменты пусты».

H.jpg

Здание реставрировано в 1970-е гг. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь располагаются: экспозиция"История суздальских монастырей","Побеждая время" - "живой" музей реставрации,выставка «Сплетение судеб».

H.jpg


На верх страницы


~~Памятники музея деревянного зодчества~~



14. Никольская церковь



Построена в 1766 г. в с. Глотово Юрьев-Польского района. Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будущего Музея деревянного зодчества.

H.jpg

Является произведением народного плотницкого искусства, срублена топором с применением деревянных гвоздей. Венцы брёвен соединены «в обло» (с остатком).

Прекрасный образец деревянного сельского храма «клетского» типа. Состоит из двух соединённых срубов – «клетей», окружённых крытой галереей с крыльцом. Имеет чёткий силуэт, хорошие пропорции срубов, изысканную форму гранёного алтаря, тесовую кровлю «щипцом», изящную главку, крытую осиновым «лемехом».

H.jpg

Скромная «клетская» церковь обычно служила зимней (тёплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.


На верх страницы

15. Преображенская церковь



Преображенская церковь (1756 ) из с. Козлятьево Кольчугинского района была перевезена и установлена на берегу р. Каменки в 1967-1968 гг.

H.jpg

Это яркий образец многоярусного храма. Основу его составляет четверик, на который поставлены один за другим 3 восьмерика, постепенно уменьшающиеся кверху.

Церковь на высоком подклете. К основному объему примыкают: с востока алтарная апсида, с юга и севера приделы: во имя Николая Чудотворца и Симеона Столпника. С западной стороны - трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях. Луковичные главки на барабанах и бочечные покрытия крыты нарядным осиновым лемехом.

Преображенская церковь особенно интересна как образец многоярусного нарядно украшенного сельского храма. Общая высота церкви 67 м.


На верх страницы

16. Воскресенская церковь



Воскресенская церковь (1776) привезена из с. Патакино Камешковского района.

H.jpg

Церковь ярусная "клетского" типа с восьмериком на четверике.

Церковь построена "кораблем", т.е. все ее части - алтарь, основной объем, колокольня, западное крыльцо - вытянуты по одной оси.

Основная часть - это "восьмерик на четверике" с невысокой восьмигранной крышей. К ней с запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, сруб которой расширен у яруса звона. Церковь перевезена и установлена в 1969-1970 гг.


Интерьер Воскресенской церкви

На верх страницы

17. Рубленые жилые дома



К западу раскинулась улица рубленых деревянных домов с дворовыми постройками и усадьбами. Дома привлекают своей архитектурой и резьбой по дереву. Образцом крестьянского жилища среднерусской полосы служит изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района. Это добротный дом XIX в. с тесовой двускатной кровлей с фасадом, украшенным старинной глухой резьбой. Жилище имеет обычную для XIX в. планировку: изба - сени - клеть.

H.jpg


Изба из деревни Каменево Камешковского района имеет на лобовой доске вырезанную дату "1862 год". Одноэтажный, на невысоком фундаменте, крыт двускатной кровлей. Наличники, лобовая доска, фронтон украшены орнаментом в технике глухой резьбы. Дом перевезен в 1974 г.

Из деревни Тынцы Камешковского района перевезен большой дом с мезонином - разновидность крестьянского жилища, получившая широкое распространение во второй половине XIX столетия. Дом с двумя дворами срубной конструкции, с трехскатной крышей, и предназначался для двух самостоятельных семей. Форма мезонина включает элементы классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой. Дом перевезен в 1975 г.

Дом из села Васенино Гороховецкого района представляет собой двухкамерную постройку под двускатной крышей: изба - сени. Перевезен в 1975 г.

На верх страницы

18. Хозяйственные постройки



Баня из с. Ново-Александрово Суздальского района 2-ой половины XIX в. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались "черными" - наиболее распространенный тип деревенской баня во Владимирской губернии. Перевезена и установлена в 1972 г.

Колесный колодец середины XIX из села Кольцова Селивановского района. Колодцы этого типа были распространены в XVII-XVIII вв. и назывались ступальными. Для подъем воды входят внутрь колеса и раскручивают его, переступая ногами. В колодец опускались попеременно две большие бадьи.

H.jpg

Ветряные шатровые мельницы конца XVIII в. из с. Мошок Судогодского района. Мельницы представляют собой восьмигранный сруб на четверике, внутри которого помещен рабочий механизм. Шатровая крыша мельницы с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди. Крылья вращались и приводили в движение рабочий механизм. Мельницы располагались на высоких местах за селом.

H.jpg

Недалеко от мельниц расположен амбар-лабаз также из села Мошок, предназначенный для хранения зерна.
Картину крестьянского быта дополняют овины для сушки снопов и амбары на сваях из приокской поймы.

H.jpg


На верх страницы

19. Покровский монастырь



Датой основания монастыря считается 1364 год, однако архитектурный ансамбль его сложился в XVI веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.

H.jpg

Задаёт тон всему ансамблю Покровский собор, возведённый неизвестными мастерами в 1518 году. Задаёт тон всему ансамблю Покровский собор, возведённый неизвестными мастерами в 1518 году. В высоком подклете собора размещается усыпальница знатных монахинь. Это торжественный, величественный и в то же время очень лиричный храм, один из самых поэтических памятников Суздаля. Украшая собор, талантливые мастера использовали традиционные приёмы древней белокаменной архитектуры Суздаля. В соборе не было росписи. Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчёркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, являющиеся гордостью музея, делали интерьер изысканным и праздничным.

H.jpg

С собором соединяется галереей шатровая колокольня – первоначально столпообразная церковь Происхождения честных древ креста – с главкой. Шатёр над ней появился в конце XVII в.

H.jpg

Оригинальная архитектура собора своеобразно повторяется в другом памятнике ансамбля – Святых воротах 1518 года. На четырёхгранной башне с двумя арочными пролётами сооружена маленькая изящная Благовещенская церковь. Её фасады украшены разнообразным декором, который своей затейливостью и непринуждённостью сродни народной резьбе по дереву.

H.jpg

Вблизи северного фасада собора в 1551 г. построена трапезная палата с церковью. Это большая двухэтажная постройка со скромным орнаментом из красного кирпича. Архитектурный облик здания дополняет шестигранная часовая звонница. Просторный зал трапезной палаты впечатляет мощными сводами, опирающимися на единый столп, стоящий в центре. К палате примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь изящной главкой.

H.jpg

Сохранилась, точнее, восстановлена, поварня – отдельно стоящее низкое строение, где над очагом готовилась пища для монастырской трапезы – редкий образец монастырской архитектуры.

H.jpg

Ещё один редкий памятник – Приказная изба начала XVIII в., пристроенная прямо к ограде. В 1970 году музей воссоздаёт интерьер приказной избы XVIII века с привлечением подлинных экспонатов XVII–XIX вв., а также открывает экспозицию, повествующую об истории женского Покровского монастыря, одной из древнейших и аристократических русских обителей.


На верх страницы

20. Ризоположенский монастырь



На самом высоком месте Суздаля находится древний Ризоположенский монастырь, известный духовными подвигами монахини Евфросинии. Монастырь основан в начале XIII века. От первых трех веков его существования никаких построек не дошло.

H.jpg

Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. Наиболее ранняя - трехглавый Ризоположенский собор (первая половина XVI века), выдержанный в строгих формах своего времени

H.jpg

Наиболее интересная постройка монастыря - двухшатровые Святые ворота, которые служили торжественным входом в монастырь. Они возведены в 1688 году тремя суздальскими мастерами - И. Маминым, А. Шмаковым, И. Грязновым. Главный элемент декора ворот - ширинки с цветными изразцами, на гранях шатров - декоративные оконца. Сколько вкуса в обманчивой простоте этих ворот! Не только со всех концов Суздаля, но и за много километров от него видна 72-метровая монастырская Преподобенская колокольня (1813-1819 гг.), возведённая по легенде в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.


На верх страницы

21. Александровский монастырь



К северо-западу от Ризоположенского монастыря, на высоком берегу Каменки, расположен Александровский монастырь. По преданию он был основан в 1240 г. Александром Невским и назывался Большой лаврой.

H.jpg

Древних построек (ранее XVII века) в монастыре не сохранилось.

H.jpg

Суздальский митрополит Иларион дал разрешение на возведение храма в стенах древнего монастыря. На средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной был возведён храм Вознесения (1695 год), ), украшенный перспективным порталом, наличниками окон и поясом кокошников по карнизу.

Построенная тогда же колокольня - единственная в Суздале, восьмигранный столп который не имеет декора. От монастырской ограды сохранились только Святые ворота с двухъярусной башенкой над ними (отреставрированны в 1947 году).


На верх страницы

22. Васильевский монастырь



На восточной окраине Суздаля находится Васильевский монастырь, известный с XIII века и ныне также действующий.

H.jpg

За монастырской оградой видны главные здания - Васильевский собор и Сретенская церковь. Соборный храм святого Василия Великого построен вместо деревянных церквей в 1662-1669 гг. Архитектурная особенность собора - не четыре, а два внутренних несущих столба.

Сретенская церковь представляет интерес как памятник с редким в строительной практике Суздаля восьмискатным покрытием.

Близ Васильевского монастыря находится ямщицкий двор, откуда можно совершить конную прогулку по улицам города или за реку Нерль.


На верх страницы

23. Посадский дом



Среди многочисленных памятников суздальской архитектуры особое место занимает Посадский дом – единственный в Суздале и очень редкий на Руси памятник древнерусского жилого каменного зодчества.

H.jpg

В отличие от средневековых городов Запада жилые постройки в русских городах почти повсеместно были из дерева. Жилое каменное строительство получает более широкое развитие в конце XVII–XVIII вв. В это время средние люди посада начинают строить каменные дома. Суздальский каменный дом относится к этому строительному периоду.

Дом состоит из двух разновременных объёмов с самостоятельными двускатными кровлями. В конце XVII века был построен западный объём, подклет которого с крытым входом с улицы углублён в землю. Восточный объём с надземным подклетом пристраивается в 30-е годы XVIII века. Но, несмотря на это, дом проникнут единством замысла, обладает цельностью, а высокие тесовые кровли с двумя дымниками придают постройке особую выразительность. Украшения дома скромны: лопатки по углам и в местах стыка двух объёмов; простой профилированный междуэтажный поясок и такой же карниз; более нарядны лишь наличники с «бровками» на окнах западной фасадной части дома, да обработанный «рустами» портал.


На верх страницы


Оценка услуг




Яндекс.Метрика