Архитектурные и исторические памятники города Владимира


Архитектурные памятники города Владимира – это по преимуществу памятники древнерусского времени (XII – начало XVIII века) – церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому периоду (конец XVIII – начало XX века). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII–XIII веков.

1. Золотые ворота

2. Троицкая церковь

3. Водонапорная башня

4. Козлов вал

5. Успенский собор

6. Дмитриевский собор

7. Музейный комплекс "Палаты"
(здание Присутственных мест)


8. Исторический музей

9. Рождественский монастырь

10. Дом-музей братьев Н.Г и А.Г. Столетовых

11. Успенский собор Княгинина монастыря

alm_vlad.jpg



1. Золотые ворота


Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые.

Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золочёной медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проёмом помещалась церковь Положения риз Богородицы – миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окружённый зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь – всё сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот, главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых ворот сохранился почти без изменений до конца XVIII – начала XIX в., однако надвратная церковь «стояла без пения праздна многие лета». Только в губернское время здание было серьёзно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

В настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Золотых воротах располагается Военно-историческая экспозиция.



На верх страницы

2. Троицкая церковь


Одна из последних церковных построек губернского Владимира. Занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы, после пожара 1778 г. перенесённой вместе со слободой за пределы города. Впоследствии здесь появилась частная застройка.

Участок вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской, в 1912 г. приобрела старообрядческая община, состоявшая по преимуществу из купечества. Церковь строилась на средства общины в 1913–1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова из отличного кирпича местного завода Студзицкого. 30 октября 1916 г. Троицкая церковь была освящена.

Здание представляет собой импозантное краснокирпичное сооружение в так называемом «псевдовизантийском» стиле, состоящее из двух соединённых объёмов: собственно церкви и колокольни. Высокий силуэт с энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава; западный объём – колокольня – несколько ниже. Цокольная часть, контуры окон и порталов выложены из белого камня. Храм украшают декоративные пояски и «поребрики», сама «крестовая» кладка кирпича.

Богослужение в храме прекратилось в 1928 г.; здесь разместилось губернское архивное бюро. Впоследствии здание использовалось городской властью для разных целей; вставал даже вопрос о сносе, пока в 1976 г. Троицкую церковь не заняла экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В Троицкой церкви располагается музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Вышивка. Лаковая миниатюра» и Фирменный магазин хрустальной посуды Ю.С. Нечаева-Мальцова



На верх страницы

3. Водонапорная башня


Памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры начала XX в.


Потребность г. Владимира в водонапорной башне возникла при прокладке водопровода в 1860-е гг. Первый проект водонапорной башни предполагал оборудование её в бездействующей надвратной церкви Золотых ворот. Этот проект не состоялся.

Позже водонапорную башню построили на Козловом валу. В 1912 г. это здание было совершенно перестроено по проекту архитектора-художника С.М. Жарова.

Здание представляет собой трёхъярусное сооружение из красного кирпича в «псевдорусском» стиле, имеющее в плане форму цистерны (вытянутого овала) и расширяющееся кверху, как крепостная башня. Украшением служат окна, в том числе сдвоенные, разной высоты в каждом ярусе, и кирпичный декор – стрельчатые арки и прямоугольные «сандрики» над окнами; два пояса арочных ниш, имитирующих «машикули»; карнизные валики, разделяющие ярусы.

Здание реставрировано в 1970-е гг. Наверху башни, где помещался резервуар, устроена смотровая площадка с невысоким шатром.

В Водонапорной башне располагается экспозиция «Старый Владимир».




На верх страницы

4. Козлов вал 

Юго-западная часть земляной насыпи в системе фортификационных сооружений г. Владимира XII в.

При князе Андрее Боголюбском в 1158–1164 гг. город архитектурно оформился как новая столица Суздальской Руси. Грандиозный градостроительный замысел князя воплотился прежде всего в новой крепости – кольце валов с внешними рвами, воротами, глухими башнями и деревянной оградой на валах. Город обрёл фигуру вытянутого клина в междуречье Клязьмы и Лыбеди, острым концом обращённого на восток, а тупым – на запад. Периметр валов составлял почти 7 км, высота 9 м, ширина подошвы 22 м. В систему валов было встроено пять внешних проездных башен. В западной линии высятся главные – Золотые ворота, единственные сохранившиеся. С двух сторон башню Золотых ворот сжимали земляные насыпи.

С утратой оборонительного значения в начале XVIII в. древняя крепость начинает разрушаться, валы оплывают, их рассекают «перерытвины» и тропы, склоны распахиваются под огороды.

Участок земли южнее Золотых ворот вблизи вала в XVIII в. приобрёл купец Козлов. Его фамилия и объясняет происхождение названия этой части вала.

Проезд около Золотых ворот был освобождён от насыпи во время ремонта здания в конце XVIII – начале XIX в. Высота вала сохраняется на две трети – до 6 м.

В губернское время остатки древней крепости, в том числе Козлов вал, уже воспринимаются как памятник старины, который следует сохранять.

В настоящее время Козлов вал – памятник древнерусского градостроительства и фортификации.




На верх страницы

5. Успенский собор

Успенский собор – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.

В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. «Да будет сей град великое княжение и глава всем» – таков замысел князя-«самовластца». Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158–1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, а пятиглавый верх «Владимирской златоверхой» вознёсся выше Киевской Софии - почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции – «Вознесение Александра Македонского», «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников Севастийских», полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами...

Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: «владычных сенях», «тереме», «столпе», уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией – величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. 4 малые главы разместились на углах галереи. Пятиглавый верх владимирского Успенского собора на многие века определил образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.


Архитектурные формы собора раскрыты и восстановлены реставраторами XIХ и XX вв. Архитектурное совершенство, древность и ценность здания, его историческая значимость – всё в нём живо. Здесь всегда, за исключением периода с 1927 по 1944 г., велось богослужение.

В 1862 г. между собором и колокольней встроен Георгиевский придел (архитектор Н.А. Артлебен), в декоре которого применён аркатурно-колончатый пояс – удачная стилизация под белокаменное зодчество XII в.

В настоящее время Успенский кафедральный собор совместно используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и РПЦ. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интерьер Успенского собора.












На верх страницы

6. Дмитриевский собор

Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.

Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил в 1190-е годы князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи».

Одноглавая, четырёхстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения – сам храм – образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство – более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращён трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединявшие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.

Посредине храм охвачен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус весь одет резьбой, как драгоценной ризой. «Одеяйся светом, яко ризою, простирай небо, яко кожу», – поёт о Творце в одном из псалмов библейский Давид – пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трёх фасадов. К трону его собирается вся тварь небесная и земная: ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы...
















Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нём угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.


В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838–1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).
В 1919 г. после закрытия стал принадлежать Владимирскому музею. В последние полвека здание неоднократно реставрировалось. Окончательный этап работ проведён в 1999–2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата.

В 2005 году в Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Её главный экспонат – само древнее здание, его замечательные архитектурные формы.




На верх страницы

7. Музейный комплекс "Палаты" (здание Присутственных мест)


Здание Присутственных мест построено в 1785–1790 гг. по проекту архитектора Бланка в строгом классическом стиле.

Оно расположено в самом центре города, между древними соборами, в глубине старинного парка с фонтаном и аллеями. Предназначенное для губернской администрации, оно оставалось чиновничьим вплоть до девяностых годов XX века.

В начале 1990-х гг. музей-заповедник освободил и передал по назначению несколько церковных зданий, занятых фондохранилищами и экспозициями. К этому времени областная администрация получила новое здание на Октябрьском проспекте. В музее созрела смелая мысль: превратить историческое здание Присутственных мест в музейный комплекс. Однако освободить Палаты от чиновников оказалось делом трудным и длительным. И всё же музей шаг за шагом, этаж за этажом, в фантастически короткий срок – за 5 лет (!) сумел не только отремонтировать и освоить этот огромный корпус, но и снискать ему новую славу и любовь горожан.

Теперь неприступный казённый корпус с «парадным подъездом», 200 лет служивший бюрократии, обрёл привлекательный облик музея – красивого, уютного, содержательного.

Здесь располагаются: "Детский музейный центр", картинная галерея, экспозиция "Минувших дней очарование..." и выставочные залы.




На верх страницы

9. Рождественский монастырь


Рождественский мужской монастырь – один из древнейших на Руси, основан во времена расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

В 1191 г. великий князь Всеволод III Большое Гнездо заложил одноглавый белокаменный собор Рождества Богородицы на крутом обрыве над рекой Клязьмой, восточнее Успенского и Дмитриевского соборов. Монастырский храм отличался от кафедрального и княжеского соборов строгостью облика, почти полным отсутствием резного убранства. Здание с трёх сторон окружали галереи.

Долгое время монастырь удерживал первенство среди русских монастырей (только в 1561 г. уступил его Троице-Сергиеву, а в 1720 г. – Александро-Невскому монастырям), всегда оставался в ведении митрополитов и патриархов, с середины XVIII в. стал резиденцией Владимирских архиереев.

Рождественский монастырь всегда был средоточием духовных и художественных сокровищ. Отсюда предположительно происходит автор древнейшей русской летописи (Лаврентьевской) монах Лаврентий. В Рождественском соборе был погребён святой благоверный князь Александр Невский; в 1723 г. его останки перевезены в Санкт-Петербург.

До XVII в. Рождественский собор оставался единственным каменным зданием в монастыре. В 1607 г. построены северные Святые ворота; к ним примыкает тёплая Христо-Рождественская («Крестовая») церковь XVII в. Церковь и ворота перестроены в 1866 г.

В 1654 г. на юго-западе от собора встала шатровая колокольня. Вдоль южной стены вытянулись монашеские и больничные кельи 1681 г., перестроенные в 1825 г. В восточной части расположился дом архимандрита 1689 г., занятый в 1750 г. семинарией. В 1656 г. построены служительские кельи в северной части.

В 1748 г. западную часть монастыря занял архиерейский дом – большое двухэтажное здание в древнерусских формах, увенчанное высокими кровлями- «колпаками». На дворе теснились хозяйственные строения. К архиерейскому дому примыкал небольшой фруктовый сад. В XVIII в. монастырь окружила каменная ограда с башнями и воротами.

В 1858–1868 гг. Рождественский собор, сильно перестроенный и крайне ветхий, был разобран и построен заново на прежнем основании, но без галерей и с применением нового материала – белого камня и кирпича (архитектор Н.А. Артлебен). С 1918 по 1991 г. в монастыре помещалась ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ). Собор и колокольня в 1930 г. разобраны.

В настоящее время монастырь возвращён РПЦ; здесь находится резиденция Владимиро-Суздальского архиерея.



На верх страницы

10. Дом-музей братьев Н.Г и А.Г. Столетовых

Деревянный одноэтажный дом на каменном полуэтаже 1845–1869 гг. Типичный образец городской обывательской застройки 2-й половины XIX в. Декоративное убранство фасада лаконично и тяготеет к «классическому» стилю: развитый карниз, лопатки, простые наличники; во двор выходит веранда. При доме был сад плодовых деревьев.

Дом является флигелем обширного двухэтажного каменного здания, оформляющего поворот с Большой улицы к Рождественскому валу (ныне ул. Столетовых). Здание было построено одним из первых по регулярному плану города 1781 г. купцом Д.А. Столетовым (прадедом Николая и Александра Григорьевичей)

Интеллектуальный турнир, посвященный 185-летию со дня рождения генерала от инфантерии Н.Г. Столетова

Экспозиция дома-музея Столетовых.



На верх страницы

11. Успенский собор Княгинина монастыря

Княгинин Успенский девичий монастырь основан на исходе XII в. княгиней Марией Шварновной, женой князя Всеволода Большое Гнездо. В 1200 г. заложен монастырский собор. Строили его зодчие и мастера замечательной владимиро-суздальской артели, но не из белого камня, а из кирпича-плинфы, однако в таких же традициях, формах и пропорциях, что и белокаменные соборы. Этот храм стал великокняжеской усыпальницей: здесь погребены жёны и дочери Всеволода Большое Гнездо и Александра Невского. Здесь же с 1230 г. покоились мощи святого Авраамия Болгарского.

На рубеже XV и XVI веков древний собор, очевидно, пострадавший при монголо-татарском разорении, был перестроен в традициях раннемосковского зодчества. Это единственное во Владимире здание подобной архитектуры. Издалека виднеется пленительный ступенчатый силуэт храма: два яруса килевидных закомар и венец кокошников вокруг высокого барабана со шлемовидной главой. Узкие окна, плоские лопатки, ниши-киоты не отвлекают взор от стремительного и одновременно плавного рисунка здания. Успенский собор замечательно украшает этот уголок города к северу от Золотых ворот, явственно возвышаясь над окрестностями. Собор реставрирован в 1926 г. и 1961 г.

В соборе почти полностью сохранились чудесные настенные росписи 1649 г. кисти московского мастера Марка Матвеева «со товарищи».

Сейчас в соборе находится Боголюбовская икона Божией Матери XII в.

В настоящее время Успенский собор – действующий храм женского монастыря.



На верх страницы


Оценка услуг




Яндекс.Метрика